Голосовой поиск в мобильном приложении: плюсы для пользователей и сложности для разработчиков

Голосовое управление стало в последние годы неотъемлемой частью взаимодействия между человеком и техникой. Каждый из нас хоть раз “вел беседу” с Siri, просил Алису включить музыку или искал что-то в Гугле с помощью голосовой команды. Количество разнообразных голосовых ассистентов растёт на рынке с каждым годом, и всё больше людей приобретают себе умные станции и устройства для голосового управления. Тем не менее, не все разработчики внедряют функцию голосового поиска в свои приложения, считая это либо слишком сложной, либо не стоящей затрат задачей. Однако приложение с возможностью управления голосом всегда будет выигрывать у продуктов без аналогичной функции. Давайте разберемся, какие плюсы несет в себе голосовое управление, и как преодолеть сложности, которое оно ставит перед разработчиками.    Плюсы для пользователей:
  • Быстрая навигация Самое первое и очевидное преимущество голосового управления — оно способствует более быстрой навигации по приложению, нежели при необходимости печатать. Запрос, который нужно вбивать полминуты, можно озвучить голосом за пару секунд. 
  • Мультитаскинг
Функция голосового поиска позволяет юзерам искать что-то в приложении, параллельно занимаясь другими делами: во время готовки еды, поездки на машине, занятия спортом. Это не только экономит время, но и обеспечивает безопасность в моменты, когда пользователю нельзя отвлекаться на ручной ввод — например, будучи за рулём.
  • Улучшенная выдача результатов
При голосовом поиске приложение выдает пользователю более точные результаты — в частности, это происходит потому, что людям легче формулировать свои запросы вслух, нежели письменно.
  • Доступность для людей с ограниченными возможностями 
Возможность голосового управления делает мобильный продукт доступным для людей с нарушениями зрения или моторно-двигательного аппарата. Таким людям гораздо легче пользоваться приложением с помощью голосовых команд, а в некоторых случаях это вообще единственный доступный способ взаимодействия с техникой. 
  • Удобство
Помимо перечисленных плюсов, наличие функции голосового поиска в приложении стало в последнее время просто важным индикатором качества продукта и заботы об удобстве пользователей.   Сложности для разработчиков:
  • Тонкости произношения
Шепелявость, картавость, акценты и другие тонкости произношения могут привести к тому, что приложение будет неправильно понимать голосовой запрос и, следовательно, выдавать неправильный результат. Для решения этой проблемы существуют различные инструменты расшифровки речи, которые можно интегрировать в приложение.
  • Понимание контекста 
Еще одна причина, по которой приложение может не понять голосовую команду пользователя — это отсутствие контекста. Например, пользователь спортивного приложения может спросить “Кто выиграл матч?”, не уточнив, о какой именно игре идет речь. Чтобы минимизировать эту проблему, стоит обучить технологию ориентироваться на предыдущие действия пользователя в продукте — например, если он до этого открывал статью о конкретном матче, скорее всего ему нужен ответ в данном контексте. 
  • Разница в ключевых словах
При ручном вводе и голосовом поиске пользователи используют разные ключевые слова. Например, если человек хочет найти ближайшую к нему заправку, текстом он скорее всего напишет “заправки [название города]” и сделает поиск в ближайшем радиусе, а при голосовой команде скажет “где ближайшая заправка?”. Эти тонкости необходимо учитывать при обучении технологии: большинство голосовых запросов начинаются с вопросительных слов “где”, “когда”, “почему” и звучат менее формально, в то время как текстовые запросы обычно включают в себя только ключевые слова.