Как сделать приложение удобным для пользователей с ограниченными возможностями с помощью UX-дизайна

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни ещё в конце нулевых, а сейчас и вовсе сложно представить, что в современном мире кто-то может испытывать трудности с доступом к приложениям и цифровому контенту. Тем не менее, такие проблемы вполне реальны, и с ними сталкиваются люди с ограниченными возможностями в области зрения, слуха или двигательного аппарата. К счастью, многие мобильные продукты сейчас разрабатываются в соответствии с принципами доступности (accessibility guidelines), но остаётся и немало недоработанных приложений, которые едва ли пригодны для аудитории с особенными потребностями. Тем временем, их можно легко сделать более удобными с помощью правильного UX, и в этой статье мы собрали несколько наиболее популярных способов.  
  • Настройка шрифта
  Самый простой способ сделать текст на экране более читабельным — дать пользователям возможность настраивать шрифты в соответствии со своими потребностями. Размер шрифта в приложении по умолчанию должен составлять 12-16px — так рекомендуется в большинстве руководств, а дополнительно должна присутствовать возможность его увеличения. Еще одна отличная идея — сделать несколько дизайнов шрифта на выбор. Существуют “легкие” и “тяжелые” шрифты — “легкие” более тонкие и визуально стильные, но людям с нарушениями зрения их некомфортно читать, а вот толстые “тяжелые” шрифты обеспечат им гораздо более приятный пользовательский опыт.  
  • Настройка цветов/контрастности
  Еще один фактор, который усложняет навигацию по приложению слабовидящим людям — это мягкие цвета, которые формируют палитру многих современных мобильных продуктов. Поэтому необходимо либо всегда поддерживать контраст между фоновым цветом экрана и его элементами (включая текст), либо сделать опцию усиления контраста вручную. Одним из популярных примеров такой опции является параметр темной/светлой темы, который позволяет сделать светлый текст на темном фоне (и наоборот).  
  • Голосовые функции
  Возможность использовать мобильные приложения с помощью голоса — единственный вариант для многих людей с разными видами ограниченных возможностей.  Большинство современных смартфонов имеют встроенные функции голосового управления, но наличие таких функций в самом продукте — отдельный большой плюс. Например, если в приложении есть много длинных фрагментов текста, можно интегрировать в него инструмент голосового прочтения с экрана. Еще одна востребованная функция — голосовой помощник, который направляет пользователя по продукту с помощью голосовых подсказок.  
  • Альтернативные тексты
  Альтернативные тексты — это тексты, которые сопровождают любые нетекстовые элементы для пользователей, испытывающих трудности с их визуальным восприятием. Например, к ним относятся описания изображений, диаграмм, анимаций и прочих фрагментов контента. Альтернативные тексты могут быть прочитаны упомянутыми выше инструментами чтения с экрана, что позволяет людям с ограниченными возможностями получить всю нужную информацию. Кроме того, такие тексты полезны для продукта в целом — например, когда графические элементы не загружаются должным образом (плохое интернет-соединение и т. д.).  
  • Масштабирование экрана
  В некоторых случаях увеличения шрифта недостаточно, так как пользователям может быть трудно визуально воспринимать и другие элементы на экране. Поэтому помимо настройки размера шрифта можно включить в приложение возможность масштабирования экрана со всеми его элементами. Это обеспечит гораздо большую доступность для людей с нарушениями зрения и снизит количество ошибок при выполнении любых действий в приложении.  
  • Корректный адаптивный дизайн
  Плохо реализованный адаптивный дизайн может сильно ударить по доступности продукта для пользователей с ограниченными возможностями. Например, если при использовании приложения на каком-либо девайсе меняется порядок элементов на экране или контент “разбрасывается” в разные стороны, пользователям может быть очень сложно найти знакомые элементы и полноценно использовать продукт. Поэтому качественный UX подразумевает серьезную работу над адаптивным дизайном, чтобы архитектура элементов не нарушалась при использовании продукта на любом устройстве и в любом доступном виде.  
  • Предупреждения о мерцающем контенте
  Любой ярко анимированный контент может быть потенциально опасен для пользователей с определенными физическими, когнитивными или психическими расстройствами. Поэтому важно предварять такой контент предупреждающими надписями или даже полностью избегать его, если он может быть реализован в другом виде. Если в приложении много ярких анимаций, стоит добавить возможность отключить их или отображать статичные альтернативы (например, отображать гифки как картинки).